Работа с программой GPSMapEdit

Новости

Общее устройство программы

Для того, чтобы легче освоить работу с программой, желательно представлять себе общие принципы её построения.

Первое, что нужно понять – программа оперирует с тремя видами объектов, из которых и формируется итоговое векторное изображение. Эти объекты:

  • ТОЧКИ – которыми изображаются населённые пункты, мосты, переезды и т.п;
  • ЛИНИИ – железные дороги, шоссе, проселки, границы и т.п.;
  • ПОЛИГОНЫ – леса, поля, застройки, водоёмы и т.п.

Программа GPSMapEdit поддерживает огромное количество типов объектов каждого вида, в зависимости от выбранного формата карты эти типы адаптируются под конкретные навигационные приложения и устройства.

Второе, что является весьма важным – все объекты располагаются на нескольких слоях, которые позволяют изменять видимое содержание карты в зависимости от масштаба. Настройка параметров слоёв является, пожалуй, одним из ключевых моментов успешной работы с картами и ниже будут приведены более подробные рекомендации по этому вопросу.

Начало работы по созданию новой карты

После запуска программы (в её окне изображение карты первоначально отсутствует) необходимо произвести загрузку какой-либо карты. В том случае, если предполагается приступить к изготовлению новой карты, нужно загрузить её растровый прототип, которым может являться любое привязанное изображение (например, от программы OziExplorer). Загрузка производится обычным образом из меню Файл, причём общий выбор вариантов форматов черезвычайно широк и разнообразен. Следует обратить внимание на то, что в случае растровых изображений для загрузки должен быть указан соответствующий файл привязки (*.map), и на то, что не все графические форматы поддерживаются (в зависимости от используемой на компьютере системы может понадобиться инсталляция дополнительных библиотек, при этом формат ozf2 не поддерживается вообще).

В результате загрузки растрового изображения окно программы приобретает вид, показанный на рисунке. Общий смысл позиций в выпадающих меню программы достаточно очевиден, поэтому целесообразно сосредоточиться на наиболее важных элементах. Из них в первую очередь следует обратить внимание на настройку свойств будущей карты. Однако прежде, чем приступить к настройке, следует поместить в любое место карты какой либо объект – только после этого появится возможность полного задания свойств. Для этого выбираем в меню Инструменты (или соответствующей кнопкой  ) любой из них – например ТОЧКУ   и устанавливаем её в каком-либо месте карты (потом её можно будет удалить). Программа предлагает на выбор массу условных значков, соглашаемся с первым попавшимся и не вводим даже его названия (Enter).

После этого можно открыть закладки свойств карты (меню Файл, опция Свойства карты) и приступить к их настройке. На закладке Заголовок карты нужно определить:





  • набор объектов (для конкретного использования карты в GPS-приёмниках или для программы ГИС Русса);
  • единицы высот (метры);
  • кодовую страницу (1251 АNSI кириллица).

Остальные поля не являются обязательными для карт ГИС Русса, их заполнение необходимо только для карт GPS-приёмников, о чем на закладке имеются соответствующие пояснения.

Для определённости можно выбрать вариант карты для программы ГИС Русса и перейти к настройке слоёв (закладка Уровни детализации).

Понятие уровней детализации карты

Одной из особенностей векторных карт является то, что изображение составляющих их объектов не меняется для различных масштабов просмотра карты. Например, какой-либо знак населённого пункта имеет один и тот же размер и при масштабе 1см – 200 м и при масштабе 1см – 100 км. Поэтому карта, содержащая значительное количество объектов, и неплохо выглядевшая в крупном масштабе, при его уменьшении превращается в некое грязное пятно, так как все имеющиеся объекты сливаются и абсолютно перестают различаться.

Для устранения этого противоречия и вводятся так называемые уровни детализации. Их смысл заключается в том, что одни и те же объекты при изменении масштаба просмотра могут отображаться по-разному. На следующем рисунке показан пример использования этого свойства программы при задании следующих уровней детализации: до 120 метров, 200 - 300 метров, 0.8 – 1.2 км.

Как видно из рисунка, при масштабе 71 метр на карте присутствуют шоссе, пруд, дома, огород и название поселка. При уменьшении масштаба меньше 120 м (показан масштаб 140 м), изображение меняется – на нём исчезают отдельные дома и вместо них появляются кварталы. Это изображение сохраняется вплоть до масштаба 300 метров, после чего на карте остаются шоссе, условный знак посёлка и видоизменённое озеро.

Для настройки уровней детализации в программе GPSMapEdit существуют определённые правила. Масштаб каждого последующего уровня должен быть меньше предыдущего, при этом последний уровень, имеющий самый мелкий масштаб, всегда остаётся пустым.

Открыв закладку Уровни детализации, можно первоначально увидеть пустую таблицу, в которую кнопкой "Вставить до…" следует ввести необходимое количество слоёв. После чего произвести настройку масштабов, выделяя слои и используя кнопку "Изменить". Программа GPSMapEdit позволяет задавать и настраивать уровни детализации как для программы ГИС Русса, так и для GPS-приёмников, для чего в открывающемся дополнительном окне имеются два независимых поля – GPS zoom и MapSource zoom.

Следует отметить, что крайне сложно привести рекомендации по рациональной настройке уровней детализации карты. Многое зависит от того, какая цель выбрана при разработке карты, а также от того, в какой программе или в каких устройствах она будет использоваться. Тем не менее, начинающим можно посоветовать, не только – не злоупотреблять их количеством, но и, вообще, обойтись двумя слоями – одним информационным и одним пустым, как того и требует программа. Масштаб активного уровня можно выбрать исходя из степени подробности, при этом полезно оценить реальную возможность правильного изображения и расположения объектов (домов, тропинок, огородов, пней и деревьев), а также необходимые запасы усидчивости…  И, наконец, очень полезно посмотреть, как этот вопрос решается другими разработчиками, скачав и открыв готовые карты.

Заканчивая объяснения по уровням детализации, полезно обратить внимание на варианты их отображения в окне программы. В выпадающем меню Просмотр – Уровни детализации можно выбрать как их автоматическую смену в зависимости от масштаба, так и работу с конкретным уровнем.

Создание и распределение объектов по уровням детализации будет рассмотрено ниже, а на этом этапе файл создаваемой карты можно сохранить. При этом целесообразно выбрать формат *. (так называемый Польский формат). Это убережёт создаваемую карту от преждевременной автоматической обработки, которую лучше производить уже с готовыми картами и которая весьма затрудняет редактирование больших объектов.

Другие закладки свойств карты на данном этапе не имеют принципиального значения и также будут рассмотрены позднее.

Процесс отрисовки векторной карты

Начинающему разработчику векторных карт в программе GPSMapEdit нужно быть готовым к тому, что после загрузки заготовки, сделанной в соответствии с рекомендациями предыдущего раздела, придётся заново добавить к открывшейся карте тот же самый прототип растрового изображения.

Для того, чтобы избежать возможной путаницы, следует сразу выбрать режим просмотра первого (нулевого – Level_0) уровня детализации, в котором и будет производиться основная работа по размещению на пространстве карты необходимых объектов. Для первых опытов можно рекомендовать существенным образом ограничить рабочее пространство карты – в конце концов, начинать полезно с наиболее простых задач. Однако эта работа не пропадет – в случае удачного исхода к полученной карте всегда можно добавить другие пространства. На следующем рисунке показан вариант такого подхода, причём произвольно выбранный участок отмечен соответствующей линией (для большей контрастности использован тип линии – автомагистраль).

На примере задания этих границ можно рассмотреть использование инструмента ЛИНИЯ. Для того, чтобы создать её, нужно в меню Инструменты или кнопкой с "волшебной палочкой" активизировать опцию ЛИНИЯ. Далее, установить указатель на выбранную позицию и щелчком левой кнопки мыши задать экранные координаты её начала. Перемещая указатель, можно заметить, что за ним тянется некий след (его цвет и толщина могут быть изменены через меню ИнструментыОпции – закладка Редактирование). Фиксируя концы прямоугольных отрезков создаваемого объекта в выбранных местах левой кнопкой мыши, можно нарисовать требуемую конфигурацию, после чего правой кнопкой завершить создание объекта. Программа GPSMapEdit при этом автоматически предложит выбрать тип линии (имеющихся вариантов очень много, но их изображение в большинстве случаев, увы, повторяется), и откроет поле для введения названия – от чего, собственно, лучше всегда отказаться (Enter).

Ограничив предложенным образом учебное рабочее пространство, можно увеличить масштаб изображения по заданным границам посредством кнопки с изображением прямоугольника и лупы. При этом сразу проявится ограниченность растровой картинки – её чёткость существенным образом ухудшится. Однако для решения поставленной учебной задачи это не помешает и можно сразу начинать процесс отрисовки векторной карты.

Для определения порядка создания объектов нет каких-либо жёстких ограничений, но лучше начинать с наиболее больших. В данном случае – это лесные массивы. Активизировав инструмент ПОЛИГОН, можно начинать его обводку – по аналогии с созданием линии. Объект ПОЛИГОН отличается тем, что он не может быть незамкнутым и ограничиваться более чем одной линией (но о последнем – несколько позже).

Результат этих действий показан на следующем рисунке. Для демонстрации возможностей программы для правого полигона бал выбран тип "Редколесье", а для левого "Лес". Нужно иметь в виду, что программа GPSMapEdit предоставляет весьма удобные возможности для редактирования объектов – можно менять расположение узлов (кнопка с ломаной линией), а можно – их вид, тип и представление на слоях (выделив объект щелчком левой кнопки – после активизации кнопки со стрелкой, можно правой кнопкой вызвать появление соответствующего меню).

Далее следует продолжить создание полигонов – в таком масштабе полигоном можно изобразить и реку.

Следующими объектами являются шоссе, дороги, линии электропередач и т.п. Для их изображения применяется уже использовавшийся инструмент ЛИНИЯ. При этом не следует стремиться к прорисовке каждого такого объекта единой линией – вполне допустимо и даже полезно разбивать его на отдельные части.

В том случае, если нарисованные ранее полигоны мешают восприятию прототипов растрового изображения, полигоны можно сделать прозрачными или заштрихованными (в зависимости он настроек в меню ИнструментыОпции – закладка Редактирование). Для этого используется кнопка с заштрихованным полигоном. Более того, для проверки отрисовки всех элементов можно отключить изображение растрового прототипа – кнопка со скрепкой панели программы.

Закончив прорисовку линейных элементов, можно перейти к более мелким объектам. Вопрос – как рисовать отдельные объекты – дома, кварталы и т.п., следует решать из соображений здравого смысла. Можно использовать маленькие полигоны, а можно и инструмент ТОЧКИ, то есть, по сути – условные обозначения. Но нужно учитывать, что полигоны в той или иной степени масштабируются, а выбранные значки ТОЧЕК – нет.

После прорисовки всех различимых объектов, то есть, по окончании обработки растрового прототипа, его можно удалить из состава карты. Сделать это можно через меню Файл – опция Свойства карты – закладка ВложенияУдалить. Теперь созданное изображение в окне программы GPSMapEdit приобретает вид, в общем, достаточно похожий на карту. Как видно из рисунка, на изображении отсутствуют некоторые подписи – например значения горизонталей высоты, названия водоёмов, церкви и т.д., которые при необходимости можно и добавить. Тем не менее, итоговый результат содержит практически все объекты, которые можно было различить на растровом прототипе. Однако нельзя не учитывать, что со времени составления и издания атласа с растровыми изображениями прошло уже некоторое время и реальная ситуация на местности могла и измениться. Для учёта этих изменений можно использовать GPS–приёмник. Зная о появлении новых дорог, можно проехать по ним (или пройти), и зафиксировав полученные треки, произвести необходимую коррекцию.

Для того, чтобы сделать это, нужно скачать пользовательские навигационные данные из GPS – приёмника, сохранить их в виде файлов и добавить их к карте, так же, как это делалось в случае растра. Увидев на фоне карты изображения ТРЕКОВ или ПУТЕВЫХ ТОЧЕК, можно отредактировать имеющиеся объекты или добавить к ним новые.

Заканчивая описание процесса отрисовки, можно отметить, что в принципе нет никакой необходимости скрупулезно придерживаться предлагаемых программой типов создаваемых объектов. Выбор конкретных типов вполне можно производить из соображений наглядности полученного результата.

Настройка уровней детализации

 Изготовленную карту можно было бы считать практически законченной, однако в относительно небольшом окне GPS–приёмника или навигационной программы КПК при попытке просмотра всей этой карты получится изображение, показанное на рисунке слева. Очевидно, что его использование даже для обзора практически невозможно. Да и при более крупных масштабах изображение будет явно перегружено лишней информацией. Поэтому необходимо использовать послойную детализацию изображения – как это и было обещано выше.

 Прежде чем добавлять уровни детализации, следует прикинуть – какие градации могут понадобиться в данном случае. Для этого можно предложить достаточно интересный способ. Windows -окно программы GPSMapEdit нужно перевести из полноэкранного режима в "усеченный" и сделать видимое изображение карты примерно равным по площади экрану навигатора. Используя линейки прокрутки, нужно расположить картинку карты около шкалы масштаба и кнопками клавиатуры + и – как бы промоделировать изменение её вида в окне навигатора. Отмечая перегрузку карты объектами при уменьшении масштаба, можно достаточно определённо выявить необходимые градации и спланировать изменения вида объектов.

Подобный подход позволил в данном определить уровни детализации следующим образом:

Level      Bits      LG      GPS zoom       MapS zoom

Level0      22     9.5 m      500 m            Z_0=0 <1.2

Level1      21     19 m    800-1.2 m         Z_1=0 <1.2

Level2      20     38 m       2 km              Z_2=0 <1.2

Level3      19     76 m       3 km              Z_3=0 1.2-3

Дальнейшие действия сводятся теперь к изменению свойств отображения объектов. Развернув окно программы в полноэкранный вид, нужно включить режим просмотра нулевого уровня (меню Просмотр – опция Уровни детализации - Level0). На изображении карты необходимо выделить объекты, которые целесообразно иметь на экране для всех масштабов (Стрелка – левая кнопка мыши – клавиша Shift). Можно предположить, что в рассматриваемом случае такими объектами являются шоссе, лесные массивы и, допустим, церковь. Следует отметить, что выбор этих объектов является делом творческим и во многом зависит как от опыта, так и от целей создания карты.

После этого щелчком правой кнопки мыши через контекстное меню выбирается пункт Изменить, а в нём – опцию Копировать до уровня детализации. В открывшемся окне следует указать номер последнего активного уровня – в данном случае это Level_2.

Если теперь перейти к режиму просмотра "Авто", то при изменении масштаба, а точнее, при переходе через градацию между уровнями 0 и 1, изображение изменится – с экрана пропадут все объекты, за исключением отмеченных выше. Следует также иметь в виду, что в тех случаях, когда разница между сетками (столбец Bits настройки уровней детализации) велика – изменится и начертание объектов.

Следующим шагом является обработка перехода на уровень Level_1. Аналогичным образом, надо выделить объекты, которые предполагается индицировать на первом уровне и изменить их свойства, копируя их до уровня детализации 1. К их числу можно отнести проселочные дороги, линии электропередач, пруды и названия населённых пунктов. При необходимости результат может быть проверен описанным выше способом.

На этом этапе может возникнуть вопрос – а нужно ли иметь при просмотре первого уровня подробности населённых пунктов? Если не нужно, то можно поступить следующим образом.

Снова включив режим просмотра нулевого уровня, можно задать границы кварталов населённых пунктов (например, инструментом Линия). Далее, выделив все эти границы, задать их копирование до первого уровня детализации. Перейдя в режим просмотра первого уровня, и увидев эти границы, нарисовать в их пределах полигоны, допустим, сельской застройки. После чего, при необходимости, линии границ просто удалить, при этом они исчезнут и с нулевого уровня. Проверку изменения изображения карты можно произвести так, как это было описано выше, в режиме просмотра "Авто".

Теперь остаётся закончить формирование изображения последнего активного уровня детализации (второго). На нём пока отсутствуют – река, населённые пункты и их названия. Включив режим просмотра второго уровня, их можно изобразить другими инструментами – реку – соответствующей ЛИНИЕЙ (на это раз даже с названием), населённые пункты – ТОЧКАМИ (тоже – с названиями).

И в завершение нужно проверить, не осталось ли каких объектов, которые целесообразно наблюдать во всех случая просмотра. Допустим, в данном случае это церковь. Выделив её обычным образом, меняем её свойства, копируя до уровня детализации 2.

Результат всех этих действий представлен на следующих рисунках. В режиме "усечённого" окна показаны изменения отображения карты на фоне масштабной линейки. Как видно из рисунков – поставленная цель, в общем – достигнута.



До конца мая мы снизили цены на популярные модели

Количество товара по акции ограничено, наличие товара указано на сайте.

Автомобильная антенна Optim Hustler 1c/100
Диапазон: CB (27 МГц)
Магнитное основание
Длина антенны: 150 см
1280 руб.
999 руб.
Автомобильная антенна MegaJet T3-27 N mag 125
Диапазон: CB (27 МГц)
Магнитное основание
Длина антенны: 60 см
2200 руб.
1850 руб.
Автомобильная рация Optim Apollo v 3.0
Диапазон: CB (27 МГц).
Мощность: 6 Вт.
Удобное управление
Не требует установки
6220 руб.
5450 руб.
Автомобильная рация MegaJet MJ-850
Диапазон: CB (27 МГц)
320 (360) каналов
Мощность 18 Вт
Корейская сборка
6690 руб.
4400 руб.

 


ВходРегистрация