Система географических координат

Новости

Достаточно очевидно, что судить о местоположении какого-либо объекта можно только в том случае, если определены некоторые ориентиры. Действительно, даже простейшие понятия "ближе" или "дальше" имеют смысл только тогда, когда они рассматриваются относительно чего-то конкретного. По существу именно определение ориентиров и лежит в основе всякой системы координат.

Рис.1В географических науках в качестве главного ориентира – начала географических координат – принята условная точка, лежащая в месте пересечения одного из меридианов (половины окружности, делящей земной шар на две равные части в вертикальной плоскости и проходящего через обсерваторию в английском городе Гринвич), и экватора, который тоже делит земной шар на две половины в горизонтальной плоскости. Оказалось весьма удобным описывать координаты на поверхности Земли в виде смещения от этой точки, выражая их в долях этих окружностей – например, в градусах, минутах, секундах и так далее. При этом широтой местности (северной или южной) принято называть смещение от экватора вверх или вниз по меридиану, а долготой (восточной или западной) – аналогичное смещение, но по экватору – к востоку или западу. Из приведённого рисунка должно быть понятно, что местоположение любой точки на поверхности шара может быть несложно и однозначно определено набором из двух значений – широты и долготы (естественно, за исключением полюсов, для которых понятие долготы теряет практический смысл). В качестве примера можно привести координаты углового смещения для геометрического центра Москвы, которые составляют 55о 45' северной широты; 37о 37' восточной долготы; или, в более компактной форме:

55о 45' N ; 37о 37' E .

Координатная сетка, основанная на этом принципе, образуется меридианами, равноотстоящими друг от друга по экватору, и параллелями, аналогичным образом равноотстоящими, но уже по дуге меридиана. Шаг координатной сетки задаёт разбиение всей поверхности на определённые элементы, имеющие стандартизованную нумерацию, и определяет масштаб карт (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвящённом картам).

Удобство этого варианта достаточно очевидно, и всё было бы в порядке, если бы все эти координатные линии существовали на самом деле и при этом были бы снабжены в необходимом количестве соответствующими бирками.

Разумеется, подобной разметки на поверхности земного шара природой не было предусмотрено. Поэтому представители географической науки и практики в течение долгого времени были вынуждены постепенно расставлять в интересующей их местности специальные ориентиры – реперные знаки, положение которых относительно установленных ранее было известно с достаточной точностью, и которые в дальнейшем могли бы служить аналогичными ориентирами для новых. Соответственно, положение любых объектов в этой местности уже могло быть более или менее точно определено относительно этих реперов, а, значит, и относительно самой координатной сетки или её начала. И – так далее.

Несколько сложнее обстояло дело там, где установка подобных реперов была невозможна – а именно – в морях и океанах. Однако, ввиду насущных потребностей практического кораблевождения, и для этих областей были разработаны методы, позволяющие с достаточной для практики точностью определять текущие координаты. При этом, в качестве опорного ориентира или репера использовалось наше светило, движение которого на небесном своде было достаточно хорошо изучено. Для произведения измерений использовались угломерный инструмент (секстант) и хронометр. Расчёты производились с помощью специальных таблиц, однако вникать в суть этих методов теперь вряд ли целесообразно – особенно с учётом появления технологии GPS. Единственное, на что следует в данном случае обратить внимание – это на "динамический" характер используемого ориентира. Но кто сказал, что геодезический знак должен постоянно стоять в отведённом ему месте? Главное – что бы он оказался там в момент проведения измерений…

Заканчивая этот небольшой раздел, необходимо заметить, что его материал был изложен в предельно упрощённой форме – в основном для того, чтобы освежить в памяти читателя давно забытые понятия из школьного курса географии, которые в той или иной степени могут потребоваться для понимания дальнейшего.



До 17 февраля мы снизили цены на популярные модели

Количество товара по акции ограничено, наличие товара указано на сайте.

Автомобильная рация MegaJet MJ 650 Turbo
Диапазон: CB (27 МГц)
240 каналов
Мощность 20 Вт
Сделано в Корее.
6900 руб.
6100 руб.
Автомобильная рация MegaJet MJ 50
Диапазон: CB (27 МГц)
225 каналов
Мощность 4 Вт
Сверхкомпактная
3850 руб.
2950 руб.
Автомобильная рация Alan Midland M Mini
Диапазон: CB (27 МГц)
80 каналов
Мощность 4 Вт
Модель 2017 года
3900 руб.
3100 руб.
Автомобильная антенна MegaJet Omega Mag 90
Диапазон CB
Магнитное основание
Длина антенны 90 см.
2300 руб.
1900 руб.

 


ВходРегистрация