Автомобильные антенны

Новости

Бюллетень Си-Би №6 Октябрь 1995 г

Автор Владислав "Ребус" (3А13277)

Установка антенны на автомобиле имеет ряд особенностей и от ее правильности сильно зависит дальность связи. Уровень помех от системы зажигания двигателя серьезно влияет на чувствительность станции, поэтому желательно располагать антенну как можно дальше от двигателя, а питание станции осуществлять через фильтр или непосредственно от аккумуляторной батареи. Добейтесь того, чтобы уровень шума приемника при отключенной антенне не изменялся после включения двигателя. Это будет означать, что по цепям питания не проникает помех. В большинстве современных автомобильных станций используются фильтры по питанию и они не требуют дополнительной фильтрации. В этом случае подключать станцию к бортсети автомобиля можно в любой удобной точке. Постарайтесь провод к корпусу автомобиля не делать особенно длинным.

К автомобильной антенне предъявляются настолько жесткие требования по механическим, электрическим, эстетическим и эксплуатационным параметрам, что подавляющее большинство автомобилистов используют антенны промышленного изготовления. Рынок предоставляет широкий выбор антенн, разных по цене и внешнему виду. Все типы автомобильных антенн относятся к классу антенн Ground plane, роль заземляющей поверхности которой (противовеса) выполняет металлический кузов автомобиля. При установке на кузов из диэлектрика эти антенны работать не могут (если не подстелить под нее лист металла 1,5х1,5 м ), поэтому для автомобилей с пластмассовым кузовом и пластиковых катеров разработаны специальные антенны типа “вертикальный полуволновый вибратор”, оба плеча которого укорочены согласующими индуктивностями.

Следует иметь в виду, что наилучшие результаты по дальности связи дает полноразмерная антенна длиной l/4. Однако такая длинная антенна 2,75 м имеет неприятное свойство задевать за ветки деревьев, арки, въездные ворота и т.п., поэтому производители антенн используют различные методы их укорочения (согласующая индуктивность в основании штыря, в середине его, там и там, или распределенная по всей длине антенны). Это позволяет уменьшить длину антенны, не слишком ухудшив ее характеристики по сравнению с полноразмерным штырем. Но даже для этих укороченных антенн справедливо общее правило: чем длиннее антенна, тем она эффективнее. Не рассчитывайте на хорошие результаты при использовании антенн, длина которых менее 1,2 м, какой бы сложной ни была их конструкция и что бы там ни писали в рекламных проспектах.

Металлические и пластиковые (фиберглассовый или углепластиковый штырь с медным проводником внутри) антенны работают одинаково эффективно. Антенны на магнитном основании, широко представленные на рынке, имеют то преимущество, что легко убираются внутрь машины на стоянке, что предохраняет их от похищения, а сила магнита обеспечивает ее надежное крепление при любой скорости, однако для этих антенн справедлива та же рекомендация относительно длины, а работают они все же хуже из-за того, что связь экрана подводящего кабеля с кузовом-противовесом осуществляется через емкость основания на кузов, а не за счет непосредственного контакта. Для этих антенн изменение длины кабеля недопустимо.

Вообще, если антенна продается вместе с кабелем, следует обратить внимание, допустимо ли изменять его длину (некоторые из моделей антенн настроены на определенную длину кабеля). Если антенна продается без кабеля, значит она настраивается на согласование с 50-омным кабелем. В этом случае используйте кабель минимальной длины, позволяющей  удобно разместить станцию.

Автомобильная антенна должна быть настроена в резонанс на средней частоте диапазона. Для этого потребуется измеритель КСВ, который включается между станцией и антенной. Различные модели антенн настраиваются разными способами, поэтому изучите инструкцию. В большинстве случаев настройка в резонанс достигается регулировкой длины штыря. Если КСВ больше на верхнем краю диапазона, длину штыря нужно уменьшить, если на нижнем - увеличить. Постарайтесь добиться минимума КСВ в середине диапазона. Минимум совсем не обязательно будет близок к 1,0. Какого КСВ нужно достигать? Если во всем диапазоне удается получить КСВ не более 2,0, - прекрасно! Не тратьте силы на его дальнейшее уменьшение, все равно возможный выигрыш никто заметить не сможет.

Из имеющихся на рынке антенн неплохие результаты дают даже самые дешевые модели, такие как DV-27 или VA-27.

Устанавливать антенну на автомобиле желательно как можно выше (на крыше, на переднем или заднем крыле), бампер с этой точки зрения является наихудшим местом.

От места установки антенны зависит ее диаграмма направленности.

При установке антенны в середине крыши, диаграмма направленности приближается к круговой. Если антенна установлена на правом краю крыши, большее усиление она дает в направлении влево от оси автомобиля, если на левом краю, то вправо. При заднем размещении антенны она наиболее эффективно работает вперед.

На крупногабаритных грузовиках и фургонах часто используются системы из двух антенн, соединяемых сфазированным V-образным кабелем. Из теории антенн известно, что два одинаковых вибратора, размещенных на расстоянии полволны (5,5 м) друг от друга, дают диаграмму направленности в форме восьмерки (рис.2).

 

При этом в направлениях линии размещения антенн наблюдается резкий минимум, а в перпендикулярных направлениях наблюдается усиление на 3 дБ.  Если разместить эти антенны на расстоянии около 3 метров (максимальная ширина автомобиля) друг от друга (например, на зеркалах заднего вида грузовика или на крыше фургона), то эффект сложения и подавления сигналов существенно ослабляется (рис.3), в результате чего такие двойные антенны работают не лучше, чем одинарные, установленные на крыше кабины. Единственным оправданием применения двойных антенн (кстати, вдвое более дорогих) может служить меньшее затенение их высоким и широким кузовом, благодаря чему несколько улучшается диаграмма в направлении назад. Кабели, соединяющие двойные антенны с радиостанцией, обеспечивают согласование и фазировку антенн, поэтому менять их длину и волновое сопротивление нельзя.

Виды крепления антенн можно разделить на 3 основные группы: крепление в отверстие в кузове, крепление в виде кронштейна, устанавливаемого на водосливной бортик крыши или зеркала, и магнитные основания. Имеется широкий спектр аксессуаров и принадлежностей, включающий разнообразные скобы, зажимы, фиксаторы и т.д.. Выбирайте крепления по своему вкусу.

Необходимо только обращать внимание на непременное соблюдение основного принципа: надежный контакт антенны с кузовом, отсутствие ненадежных контактов в заделке коаксиального кабеля в разъемы (в том числе в разъемах и подпружиненных контактах салазок при съемных вариантах трансивера).

При установке антенны в отверстие в кузове обязательно зачистите краску изнутри кузова в месте крепления, при монтаже антенны на кронштейн, устанавливаемый на водосливной бортик, нужно обеспечить хорошее электрическое соединение кронштейна с кузовом (зачищая краску на бортике в местах контакта, или, (если краску зачищать не хочется из соображений коррозии), с помощью самонарезающего шурупа, ввертываемого в отверстие, специально просверленное в бортике).

 



До 20 августа мы снизили цены на популярные модели

Количество товара по акции ограничено, наличие товара указано на сайте.

MegaJet MJ-650
Диапазон CB 27 Мгц,
240 каналов.
Мощность 8 Вт.
Шумодав, нули-пятёрки.
5700 руб.
3850 руб.
Автомобильная антенна Optim Hustler 1c/100
Диапазон: CB (27 МГц)
Магнитное основание
Длина антенны: 150 см
1280 руб.
999 руб.
Автомобильная рация Optim Apollo v 3.0
Диапазон: CB (27 МГц).
Мощность: 6 Вт.
Удобное управление
Не требует установки
6220 руб.
5450 руб.
Автомобильная рация MegaJet MJ-850
Диапазон: CB (27 МГц)
320 (360) каналов
Мощность 18 Вт
Корейская сборка
6690 руб.
4400 руб.

 


ВходРегистрация